Бремя первопроходцев

Очень хорошая статья посвященная старту АА в России была вчера опубликована на сайте mmozg.net. Автор — Chiarra.
Давайте скажем честно — мы все ожидали тяжелого старта Archeage. Хлопали друг друга по плечу (чаще всего виртуально), снисходительно писали об очередях, «двух-трех» падениях сервера, а некоторые наши знакомые и вовсе делали ставки на то, что сервера упадут и не встанут до утра следующего дня. Мы все ожидали проблем, сложностей, неприятных впечатлений от первого дня игры.
И в результате мы оказались к нему не готовы.

Суть проблем

Если посмотреть на ситуацию с широким размахом, становится очевидно, что как таковых, технических проблем с доступностью серверов было не так уж много. Нет, серьезно; сервера падали, уходили на перезагрузку, закрывались на профилактику, но в целом делали это не чаще, чем на известных мне стартах других игр. 90% проблем для большинства игроков составляли очереди. Феномен очереди хорошо знаком людям, не забывшим советские времена. Все мы знаем, что очереди обычно стояли за дефицитом (колбасой и туалетной бумагой, хотя в мое время стояли и за молоком из бочки). Особым дефицитом для игроком оказались места на Луции. И вот сейчас, когда проблема с ограниченной вместительностью серверов (я тоже не видела официального релиза, но верю на слово) решена, проблема очередей Луция все еще осталась. И останется.

Как ни печально это говорить, но — это не проблема разработчика. Слишком много желающих для одного сервера. Слишком сложно им всем там разместиться. Второй по популярности оказалась Мелисара, бывшая тихая гавань — чаще всего статус высокой загрузки они с Луцием получают первыми, а Кипроза замкнула эту тройку. Самыми незагруженными в первые дни старта выглядели Аранзебия, Аранзеб и Инох. Потом ситуация начала меняться, и сказать что-то с уверенностью я уже не могу.

Я ожидаю вестей с полей — возможно, проблему с загрузкой первой тройки решат окончательно, и очередь на Луций будет длиться не больше получаса в прайм-тайм. Но она будет. А теперь внимание, важно: 22 февраля «врата откроются» для всех желающих, и нам остается только гадать, что будет после этого открытия с первыми тремя. Воссоединение гильдий и семей может дорого стоить игрокам, которые уже успели привыкнуть к существующему ритму продвижения очереди.

Все еще впереди. Не расслабляйтесь.

Второй, еще более одиозной проблемой стала невозможность получить предметы из набора раннего доступа для одних… и возможность сделать это для других. Вторые, разменяв коллекционные монеты на дельфийские звезды, стали клаймить все, что не шевелится, малыми домами, первые — закономерно негодовать. А теперь добавьте к этому многочасовые очереди, баги и дисконнекты, и вы получите смертоносный коктейль. Игроки неравным образом поделились на тех, кто успел все, и тех, кто не успел ничего; это не дихотомическое деление, но если смотреть на локации, а потом на жалобы на форумах, становится ясно, что больше всего представителей именно этих множеств.

Между тем, смеркалось, а предметы из набора все не доставлялись и не доставлялись, и становилось уже совсем не смешно. Забегая наперед, могу сказать, что двое из нас получили оплаченные товары только вечером следующего дня, и есть как минимум один человек, который ничего не получил до сих пор.

Их последствия

Технические проблемы — не новость для масштабной ММО, но трудно найти игру, в которой так много зависело бы от правильного старта. Наличие неравных возможностей на старте для тех, кто заплатил равную сумму денег, уже привело к своего рода социальному взрыву на форумах, сайтах, на любых ресурсах. Игровые возможности были распределены не по вектору удачи, своевременности или осведомленности; они зависели от того, кому компания Мейл.ру смогла, а кому — не смогла передать заранее купленные предметы.

Игроки негодовали, темы с протестами росли, как на дрожжах, выпущенные к недовольным коммьюнити-менеджеры напоминали жертвенных девиц, сброшенных со стен осажденной крепости протестующему народу. Пользы было столько же, зато каждое их появление давало призрачную возможность утолить виртуальную (надеюсь) жажду крови.

Их преувеличение

На самом деле, за вычетом этих двух глобальных, необъятных проблем — с наборами раннего доступа и очередями на первую тройку (а в первую очередь — на Луций), стартовала игра не так уж плохо. Нет, честное слово! Лагало ровно столько, сколько можно было ожидать, местами игра явно была оптимизирована лучше, чем на старте ЗБТ. Даже перезагрузка и выход из логин-скрина длились меньше, чем на ЗБТ, а умная очередь запоминала меня и после дисконнекта запускала на сервер в льготном режиме. Также могу отметить работу над ошибками (большинство известных мне багов, ошибок и очепяток было исправлено) и манипуляции с игровой картинкой, по крайней мере, на моих настройках игра стала выглядеть поприятнее.

То есть к запуску готовились нормально, работа была проведена, но в момент запуска, как это водится у нас, славян, обрушилось все и сразу. Это «все» починили, но оказалось, что оно не совсем все. За вычетом проблем с доставкой НРД — остаток воскресенья мы играли абсолютно нормально. Пожалуй, даже лучше, чем на ранних стадиях закрытого бета-теста.

Их решение

Я уже высказала много критических замечаний в комментариях на ММОзговеде, поэтому метать громы и молнии я больше не буду. Беда уже стряслась, и, как разумно замечала моя бабушка, снявши голову — по волосам не плачут. Но главная проблема осталась; она в том, что сейчас сотрудники Мейл.ру не разгребают и/или не анонсируют намерение разгрести оставшееся после 16 февраля пепелище. Мне говорят, что я критикую, не предлагая; что ж, вот то, что по моему мнению можно было бы сделать, дабы снять часть напряженности в игровом сообществе.

1.
Честность — лучшая политика. Упрямое нежелание Мейл.ру озвучивать конкретные данные — как по реальной вместительности серверов, так и по числу проданных НРД — удручает меня. Зачем это скрывать? Возможно, потому, что компании есть, что скрывать? Я не настаиваю, я предлагаю — рассекретить секретные сведения. На носу 22 февраля. И всем нам интересно, как сервера выдержат приток игроков, который ничем не будет ограничен.

В связи с п.1 — давайте вернемся к проблемам игроков, которые ошибочно создали персонажей на переполненных серверах, уже успели перевести на них НРД и начать играть. Они бы и рады последовать совету Мейл.ру и «создать персонажа на менее заселенном сервере», но не могут сделать этого. Трансфер персонажа с активированным НРД — вот то, чего хотят многие игроки. Это решит их проблемы, а заодно разгрузит и сервер.

2.
Интересно, кто-нибудь считал, как часто в последних дискуссиях повторялось слово «компенсация»? Ну что ж, повторим его снова. Мы не в детском саду, тихое «простите» и взгляд в пол не работают в мире товарно-денежных отношений. Мы все знаем, что исправить ситуацию невозможно, но чтобы за нее извиниться, вы должны дать игрокам если не то благо, которого они лишились, то хотя бы сопоставимое.

Мое предложение — компенсация в дельфийских звездах. Они требуют времени и вложений, именно их всем так не хватало на старте, и даже на этой стадии игры они все еще нужны. А еще их можно начислять в зависимости от срока невыполнения обязательств: ввести прогрессивную шкалу, некий «шаг» в 10-15 звезд, и тогда люди, получившие НРД через 12 часов после начала игры, и люди, получившие его на третьи сутки, получат разную по степени значимости компенсацию. Говорили еще о том, чтобы дать вечным очередникам возмещение потерянного времени в кристаллах — но не знаю, возможно ли это сделать технически.

Хочу заметить, что оба варианта не включают потерю реальных денег и части репутации, что повлек бы за собой естественный в этом случае рефандинг. Более того, внутриигровая компенсация может поощрить игроков и придать игровому процессу больший интерес; и вот гневные протестанты превращаются в ворчащих энтузиастов.

* * *

А пока время идет, часы тикают, и ситуация всецело остается в руках компании Мейл.ру. Которая вольна либо попытаться исправить положение вещей и стать пусть неудачливым, но старательным и честным старт-апером, или махнуть рукой на игроков, посчитав, что их нарушенные потребительские права не являются сколь-нибудь серьезной проблемой. Я люблю этот острый, переломный момент личного и корпоративного выбора. Именно он определит, с кем и как мы будем играть в ближайшие пару лет; если, конечно, будем.

Обсуждение на форуме

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 оценок, в среднем: 1,00 из 5)
Loading...
Комментарии закрыты.